«Нэнси Дрю» ‒ серия детективных приключенческих квестов от компании “Her Interactive”, созданная по мотивам серии книг, выпущенных разными авторами под псевдонимом Кэролайн Кин. Сам персонаж был придуман Эдвардом Стратемаэром, основавшем книжное издательство «Синдикат Стратемаэра». На момент первого появления книжной героине было 18 лет. Первая книга о Нэнси издана в 1930 году, а первая игра серии появилась на ПК в 1998 году, следующие в 1999-м и 2000-м, в дальнейшем компания издавала в среднем по две игры в год и продолжает издавать до сих пор. В 2008/2009 и 2010 годах появились две мини-игры для ПК. В России игры издавались компаниями «Триада» и «Новый диск», и локализовались (полная озвучка персонажей) компанией (или при участии компании) «Булат», «НД localisation» и “Designer” (полные некоммерческие переводы с озвучкой), и в отдельных случаях ImMad (любительский перевод без озвучки). Игра 2019 года – «Полночь в Салеме» русифицирована “REDteam” и озвучена “Designer Team”. Также наметилась тенденция переноса и самостоятельного издания игр серии «Нэнси Дрю» на мобильных платформах. Игра 2013 года – «Призрак поместья Торнтон» была портирована на мобильные платформы с минимальными изменениями. В 2016 году вышла первая самостоятельная игра для мобильных платформ – «Нэнси Дрю. Улики и код».
Нэнси Дрю – молодой детектив-любитель, смелая и любознательная девушка, путешествующая по миру ради раскрытия загадочных дел. Иногда её приглашают ради раскрытия какой-то загадки, а иногда загадки сами находят Нэнси. Одним словом, «Нэнси Дрю» - в большей степени приключенческий, нежели детективный квест. Все игры серии можно охарактеризовать одной фразой: следствие ведёт дилетант. Все ранние истории начинаются и кончаются письмом. Все ранние игры, кроме первой, дают анонс предыдущей истории и кончаются анонсом будущих приключений (кроме случаев, когда анонс срезают локализаторы). С девятой игры – «Туманы острова Лжи» ‒ исчезает анонс предыдущей игры, что оправдано, так как истории следуют не в хронологическом порядке. С четырнадцатой игры – «Платье для первой леди» ‒ истории начинаются с ролика, а материалы текущего дела можно прочитать в досье. В конце перечисляются результаты расследования, либо следует привычное письмо. Результатам предшествует ролик. С первой же игры, хоть и в неявном виде, появляются приколы от разработчиков: сюрпризы будут встречаться в каждой игре. Впоследствии к сюрпризам добавятся пасхальные яйца, получаемые за обнаружение секретов игры. Здесь много юмора, но почти нет драмы. Хотя несколько раз за игру Нэнси обязательно попадает в опасную ситуацию. В играх этой серии практически отсутствует глубина: сюжет разной степени занимательности растекается по поверхности, при этом нет и откровенной гротескности, делающей вкусными многие развлекательные квесты. И это главный недостаток всей серии. Исключение составляют: одиннадцатая – «Проклятье поместья Блэкмур», сделанная в стиле мистического детектива, и первая игра в серии – «Секреты могут убивать», когда разработчики только определялись с манерой подачи истории. Резко выбивается из ряда семнадцатая игра – «Легенда о хрустальном черепе». Её отличает атмосферность, но не психологичность или тщательная проработка характеров. Развлекательность и познавательность отходят здесь на второй план, но внутреннего напряжения для полноценного триллера маловато: все ужасы кончаются, едва начавшись, а характеры героев так и не раскрываются. Девятнадцатая игра – «Привидение замка Маллой» ‒ по стилю подачи повествования является типичной «Нэнси Дрю», но в ней впервые нет преступника. Тридцать первая игра (двадцать восьмая игра по нумерации “Her Interactive”) – «Призрак поместья Торнтон» ‒ первая игра с психиатрическим элементом: то ли галлюцинации, то ли мистика, но во всём остальном это типичная «Нэнси Дрю». Тридцать вторая игра (двадцать девятая игра по нумерации “Her Interactive”) – «Безмолвный шпион» ‒ проливает свет на прошлое матери героини, добавляя ностальгические мотивы в повествование, но не выходит за стандарт серии. Вторая игра – «Опасность за каждым углом» ‒ является образцовой: она содержит элементы первой игры, но уже несёт в себе основные черты будущей серии. Потом к этой концепции будет добавлена познавательность. Как результат, перед нами короткое детективное приключение с познавательным элементом, сделанное в духе бесконечного сериала. Начиная с «Усыпальницы пропавшей королевы», разработчики экспериментируют с игровыми стилями, что добавило серии большую серьёзность, но всё ещё не вывело за рамки развлекательного квеста. В ранних играх серии, где ход расследования автоматически поделён на отображаемые дни, Нэнси справляется за три дня. В среднем на одну историю с Нэнси Дрю приходится по одному мошеннику-авантюристу, одному помощнику и одному преступнику. Лучшие игры в серии имеют усложнённую пропорцию.
Все игры благополучно запускаются в системе Windows 7 x64. Если игра не запускается, попробуйте запустить ярлык ещё раз. Если игра упорно не желает стартовать, хотя нужный процесс запущен и нет сообщения об ошибке, перейдите в ждущий режим и попробуйте ещё раз по выходу из режима. У двадцать первой игры ‒ «Записок Чёрной кошки» ‒ и двадцать третьей игры (двадцать второй по нумерации “Her Interactive”) – «По следу торнадо» ‒ возможны сложности с ошибкой при запуске: смотрите информацию к данным играм. В некоторых ранних играх серии обнаруживается проблема введения названия для сохранённой игры (вводятся только цифры), но введение названия для ранних игр данной серии не является обязательным. В четырнадцатой и пятнадцатой играх серии (2006 год) ‒ «Платье для первой леди» и «Чудовище пещеры Капу» ‒ может обнаружиться проблема зависания видео и залипания курсора, обычно решаемая путём установки дополнительных драйверов дисплея. Если установка драйверов не помогла, читайте полезную информацию далее в описании к «Платью для первой леди». Графикой серия не блистала никогда, хотя с годами она становится, безусловно, лучше. С музыкой всё было в порядке изначально, а вот интерфейс главного меню долгое время оставался слоновым. С четырнадцатой игры – «Платье для первой леди» ‒ его заменили видом комнаты Нэнси, сопровождаемым приветственной речью, но это раздражало меня ещё больше. В общем, интерфейс главного меню трудно было назвать удачным. Управление перемещением персонажа с помощью стрелок в игре от первого лица уже в начале 2000-х годов начало выходить из моды, хотя и в дальнейшем будут появляться игры с подобным управлением, например, первые две игры из серии «Делавэр Сент. Джон». Изначально экран игры делился на три окна: центральное с видом локации, нижнее левое для отображения диалогов и нижнее правое для инвентаря. Некоторые из предметов инвентаря могли быть просмотрены щелчком по ним левой кнопки мыши. С десятой игры – «Тайна Ранчо теней» ‒ окно стало больше, а управление преобразовалось в иконки внизу экрана. Изначально у Нэнси не было ни журнала, ни мобильного телефона. Так что всю нужную информацию приходилось записывать и запоминать, а для звонков бегать к стационарному телефону. С седьмой игры – «Псы-призраки Лунного озера» ‒ у Нэнси появляется органайзер для записей. А с восьмой – «Загадочная карусель» ‒ мобильный телефон. Впоследствии у мобильника появится Интернет, возможность получения СМС, а затем и камера. А дневник и планшет для младшего детектива вначале выделят в отдельную иконку с двумя вкладками снизу, а потом в две самостоятельных иконки, что кажется мне излишним. Окошко инвентаря также будет представлено внизу отдельной иконкой. На мой вкус – это также неудачное решение, так как просматривать и использовать предметы из открытого окна инвентаря, было в разы удобнее. В общем, ранний интерфейс был всё же удобнее. С двадцать девятой игры (двадцать шестой по нумерации “Her Interactive”) – «Усыпальница пропавшей королевы» ‒ игра получает новую команду разработчиков и принципиально новый, на этот раз удобный, интерфейс, сохраняющий элементы прежнего управления и графические изображения прежних игр. Страница главного меню состоит теперь из флэш-изображения и иконок управления, расположенных снизу. В самой игре кнопка выхода в меню располагается в левом нижнем углу, за ней следует иконка мобильного телефона. Управление мобильным телефоном осталось прежним. «Задачи» и «Дневник» объединились в один раздел с двумя вкладками и находятся в правом нижнем углу. По умолчанию отображаются задачи. Дневник состоит из двух разделов: «наблюдения» и «подозреваемые». Центральную нижнюю часть занимает открытый инвентарь с полосой прокрутки, часть предметов из которого доступна для просмотра. Игра «Полночь в Салеме» (2019 года) ознаменовала переход к новому движку и, как следствие, к новому интерфейсу. Теперь в игре господствует безобразный минимализм. Страница главного меню стала настолько стандартной, что напрочь потеряла лицо. Кнопка выхода в меню из игры переместилась в верхний правый угол, это же происходит при нажатии клавиши “escape”. Мобильный телефон с камерой разместился внизу экрана. В нём отображаются текущие задачи, список контактов, СМС и галерея. Камера добавлена в телефон только для развлечения. Дневника нет, минимальное количество подсказок реализовано через персонажа-спутника героини. Задачи исчезают после их выполнения. Открытый инвентарь располагается справа от мобильного телефона. Изначально в игре было три уровня сложности: младший детектив, старший детектив и детектив-профессионал. Сложность влияла только на уровень сложности паззлов, мини-игр и загадок. С третьей игры – «Призрак в гостинице» ‒ сложность сократилась до двух уровней: младшего и старшего детектива. В игру было добавлено обучение. Количество подсказок зависело от уровня сложности. Но и тогда текущие задачи были доступны для всех уровней детективов. В более поздних играх список задач стал доступен только для младшего детектива. С «Усыпальницы пропавшей королевы» старшему детективу был возвращён список задач, но не доступ к дополнительным подсказкам. Обучение было отменено как излишнее, но уже со следующей игры вернулось вначале, как раздел, в виде краткой пояснительной схемы и, как полноценное интерактивное обучение, с «Песни тёмных вод». Титулы, которыми пестрят игры данной серии, появляются с восьмой игры – «Загадочная карусель». Вначале титул был только один, случайно сгенерированный из всех возможных для игрока. С семнадцатой игры – «Легенда о хрустальном черепе» ‒ титулов становится 12, и они отображаются в виде сводной таблицы. А с тридцатой игры (двадцать седьмой по нумерации “Her Interactive”) – «Смертоносное устройство» ‒ 13, отображаемых в виде кубков. Начиная с тридцать первой игры (двадцать восьмой по нумерации “Her Interactive”) – «Призрак поместья Торнтон» ‒ трофеи будут вынесены в отдельную вкладку в разделе «Экстра». В игре »Полночь в Салеме« достижения в виде 23 иконок с подписями размещены во вкладке «Дополнительные материалы», там же размещаются титры. Ну а главным достоинством всех игр серии следует назвать познавательность, ведь познавательных квестов очень и очень мало. Каждая игра, кроме второй и двадцать восьмой по нумерации данной статьи даёт полезную информацию, посвящённую теме, связанной с местом расследования или сопутствующими обстоятельствами, причём многие знания тестируются. Такой подход позволяет запомнить многое из того, что при других обстоятельствах осталось бы без внимания.
Возрастную категорию «Нэнси Дрю» стоит определить как 12+. Можно пробовать и с десяти, но будет сложно. Общая сложность: средняя. В зависимости от возраста, уровня сложности, глубины локализации и личного опыта в жанре «Квест» что-то может оказаться для вас сложным. Интерес повторного прохождения: не раньше, чем через 5 лет, и лучше другую версию. Среднее время прохождения одной игры: 20-30 часов, но есть и более короткие, и более затянутые истории. Если играть в игры серии подряд, то ранние игры кажутся излишне короткими, а поздние (кроме «Полночи в Салеме») – излишне затянутыми, возможно из-за неизбежной усталости от бесконечной серии. Все игры данной серии в большей или меньшей степени линейны. Максимальную сложность, как правило, имеют игры с максимальной нелинейностью.
Несколько фактов о Нэнси Дрю
Нэнси Дрю – ходячая проблема. Никогда не нанимайте Нэнси, если вы виновны или хотите скрыть конфиденциальную информацию. Нэнси не испытывает ни малейшего почтения к частной жизни: она с удовольствием взломает ваш компьютер, залезет в ваш сейф, изучит содержимое вашей сумки и прочитает ваши личные письма. Хуже того, она расскажет об узнанном всем своим друзьям и работодателю.
Ни одно расследование Нэнси Дрю не обходится без телефонных разговоров. Болтовня с друзьями и знакомыми – главный атрибут всех дел Нэнси.
Когда Нэнси Дрю близка к завершению очередного дела, её друзья и помощники дружно ставят телефоны на автоответчик, либо у Нэнси портится телефон или пропадает связь.
Нэнси Дрю невероятно общительна и безумно любознательна. Она с удовольствием ведёт продолжительные задушевные беседы со всеми подозреваемыми и не важно, насколько данная информация важна для текущего дела. Незначительных вещей не бывает!
Нэнси Дрю очень любит читать, она читает всё, что только может прочесть.
Нэнси Дрю довольно быстро поняла, что всё запоминать неудобно. С тех пор она ведёт подробный дневник расследований, а уже законченные дела заносит в краткое досье.
Не пытайтесь отправить Нэнси Дрю отдыхать. Она обязательно займётся расследованием вместо отдыха.
В присутствии Нэнси Дрю постоянно ломаются исправные ранее механизмы. Зато Нэнси починит вам те приборы, что уже давно не работали.
Нэнси Дрю найдёт сейфы и тайники, о которых вы ничего не знали, или слышали, но не представляли, где искать.
Нэнси Дрю обязательно найдёт тайный ход, даже если это деревянный дом у озера, сарай или могила на кладбище.
У Нэнси Дрю невероятный талант заводить друзей. Всякий раз, когда она берётся за дело, кто-нибудь хочет её убить или хотя бы запугать. Но у Нэнси крепкие нервы, прочные кости и крепкий череп.
Нэнси Дрю мастерски раскроет любой обман и попытки мошенничества. Не пытайтесь с ней шельмовать.
Нэнси Дрю неплохо владеет многими языками. С помощью разговорника она резво переводит практически любую фразу, а если и не переводит, то бодро читает по памяти.
Больше всего Нэнси Дрю любит шоколад, но не откажется и от других блюд.
Нэнси Дрю прекрасный химик, физик и механик. Любой опыт ей по плечу.
Нэнси Дрю обожает игровые автоматы, и норовит всюду выигрывать.
Нэнси Дрю любит тесты и коллекционирует почётные звания.
Нэнси Дрю собирает коллекцию местных монет, брелоков и пасхальных яиц из различных материалов. Скупает весь хлам на блошиных рынках и в магазинах. Особо ценные сувениры, напоминающие ей о раскрытых делах, Нэнси хранит в своей комнате.
В ванной комнате и при посещении туалета, баня не в счёт, Нэнси Дрю непременно вспоминает свои прежние дела и бредит уликами.
Нэнси Дрю овладеет любой специальностью. Смело давайте ей любые поручения. А если вы попали в больницу или арестованы полицией, Нэнси с лёгкостью вас заменит.
Нэнси Дрю владеет начатками экстрасенсорных и магических способностей. Она заранее знает, каким делом займётся в следующий раз. А при неудаче в текущем расследовании отмотает время назад для второго и последующих шансов. Нэнси известны все возможные итоги текущего расследования, и она всегда выбирает наилучший финал.
Нэнси Дрю всегда сообщает своему парню, друзьям или родным о результатах своего расследования в письме. Ей мало телефонных разговоров и СМС, Нэнси любит письма.
После завершения расследования Нэнси Дрю любит пофантазировать, представляя законченное дело в виде съёмок телевизионного фильма. Вероятно, Нэнси нравятся сериалы.
P. S. Все игры серии проходились мной на уровне детектива-профессионала и старшего детектива, так что фразы про недостаточность подсказок относятся к максимальной сложности игры. Вполне возможно, что для младшего детектива их достаточно. Пасхальные сюрпризы есть в каждой игре, но я указывала только те, которые мне очень понравились. Замеченные баги и возможности их обхода указаны. Все игры жанра «квест» условны в различной степени и серия «Нэнси Дрю» не является исключением. Но в некоторых играх серии есть явные проколы, не относящиеся непосредственно к игровому процессу. Это дополнительная информация к размышлению. Для внимательных: с момента появления бонусного видео после титров до «Проклятия старого замка» включительно в игре появились бонусные ролики, часть из которых можно было просмотреть только из папки “Video” в директории игры: смотрите bink-ролики с окончанием “ANIM” в названии. После «Сгоревшего алиби» бонусное видео возвращается в игру. На значках старшего и младшего детективов вы найдёте 12 звёзд, соответствующих 12-ти титулам. С момента появления в игре 12-ти титулов по «Сгоревшее алиби» включительно гореть будет ровно то количество звёзд, которое вы заработаете в игре. Начиная со «Смертоносного устройства», количество титулов увеличится до 13-ти, а сами титулы будут преобразованы в кубки. Игра «Полночь в Салеме» возвращается к минимализму ранних игр: звёзд больше нет, 23 титула представлено в виде таблицы с иконками и подписями к ним.
P. P. S. Что понравилось лично мне:
«Опасность за каждым углом» - за колоритных персонажей, закрученность сюжета и несравненного Рика Арлена,
«Тайна алой руки» - за обилие информации о культуре майя, ретро-лабиринт на компьютере и зверские тесты,
«Псы-призраки Лунного озера» - за желтоглазых собачек и однотипный лес,
«Тайна ранчо Теней» - за антуражность, зажигательность и неподражаемый романтизм, на мой вкус это лучшая игра в серии,
«Проклятье поместья Блэкмур» - за сюжет, антуражность и неожиданный психологизм,
«Секрет старинных часов» - за атмосферность и лаконичность,
«Платье для первой леди» - за забавный финал, полную бедовость сюжета и финальный бой,
«Призрак Венеции» - за шпионский антураж, песни гандольеров и интерактивный курс итальянского языка,
«Записки Чёрной кошки» - за колоритных персонажей,
«Дело № 1. Свет! Камера! Загадка!» - за новизну подхода, ярких персонажей и специальный финал,
«Сгоревшее алиби» - за юмор, динамичность, осмотр дома, где живёт Нэнси, и возможность более близкого знакомства с героями,
«Усыпальница пропавшей королевы» - за возвращение к истокам серии и прыжки в стиле Лары Крофт.
«Расколотый медальон» - за авантюрность и колоритных персонажей, особенно Санни Джуна и Патрика Доусета.
«Лабиринт лжи» - за чудовищный сценарий спектакля, ужасные диалоги, безобразную актёрскую игру, зубодробительные загадки и беседы с Таносом Ганасом.
Отдельно стоит отметить игры с яркими отличительными чертами, выбивающимися из общего ряда:
«Легенду о хрустальном черепе» - за прогулки по огромному кладбищу, на мой вкус это самая неординарная игра в серии,
«Призрак поместья Торнтон» - за шаловливый призрак Шарлотты. Несмотря на общую шаблонность истории, разработчикам удалось создать атмосферу ужаса. К тому же эта игра является первым опытом компании по переносу данной серии игр на мобильные платформы.