Автор: ОКО
«Последний экспресс» (“The Last Express”)– древний представитель модного ныне типа видеоигр в жанре интерактивного приключенческого квеста от компании “Smoking Car Productions”, изданный компаниями “Brøderbund Software”, «SoftBank» и «GameBank», и неофициально локализованный в России компанией «Фаргус» в 1997 году для DOS, Windows 95 и Macintosh. В 2012 году игра была переиздана для платформ iOS и Android компанией «DotEmu», что стало новым шагом к возвращению её на ПК в 2013 году. Чтобы понять всю уникальность и необычность данного проекта, следует сказать, что игра требовала 35 Мб свободного пространства на жёстком диске, монитор с поддержкой 16-битного видео, видео карту с поддержкой 256 цветов, звуковую карту с поддержкой 16-битного звука, 500 Кб свободной основной памяти (conventional memory) (потолком для программ DOS являются 640 Кб свободной памяти) и 7100 Кб дополнительной памяти (XMS memory), CD-ROM с 4-х кратным ускорением и занимала 3 CD. Это чуть меньше минимальных требований для графически навороченной для своего времени «Атлантиды 2» (1999 года выпуска), предназначенной для Windows 95/98, а современный репак игры после установки занимает 1,79 Гб на винчестере. Откуда же такие впечатляющие на момент выхода игры характеристики?! В то время в графике часто использовалось оцифрованное видео, когда реальные актёры отыгрывали все необходимые игровые сцены в декорациях и на фоне, видео монтировалось, оцифровывалось и проигрывалось в декорациях и на фоне прорисованных фонов. Эффектно и довольно красиво при качественной актёрской игре. В «Последнем экспрессе» (“The Last Express”) использована уникальная для игр и более характерная для мультипликации и кино технология ротоскопирования, которую можно назвать древним вариантом Motion Capture. Джордан Мехнер – создатель проекта и основатель компании “Smoking Car Productions” усовершенствовал данную технику на базе компьютерных технологий. Он же использовал её при разработке «Принца Персии» (1989 года выпуска) и «Принца Персии. Песков времени» (2003 года выпуска). Отснятые ранее видеоматериалы монтируются, обесцвечиваются при обрисовке компьютерной программой и заново раскрашиваются вручную, благодаря чему создаётся мультипликационный эффект. А сокращённое количество кадров в динамике персонажей «Последнего экспресса» создаёт эффект комикса. Добавьте к этому прекрасную актёрскую игру и уникальную озвучку каждого персонажа, причём каждого из многонациональных персонажей озвучивает реальный носитель языка, что в значительной мере сохранено в русской локализации.
Интересен «Последний экспресс» и своим музыкальным сопровождением, почти полностью созданным чешским композитором Эмилией Цмирал и записанным на “Forte Muzika Studios” в Лос-Анджелесе. Хотя главной особенностью игры является 20-минутная соната до-мажор в реальном времени для скрипки и фортепьяно бельгийского композитора Сезара Франка. Обычно подобные сцены в играх ускоряются или сокращаются, но здесь это время нужно для игрового процесса. Впрочем, не забудьте заглянуть на концерт: получить эстетическое удовольствие и немножечко пошалить. И помните, у Кохины кошачий слух, единственным оружием против которого являются аплодисменты восторженных зрителей концерта.
Уникальна игра и подходом к игровому процессу. Все события происходят в ускоренном в шесть раз реальном времени. Это означает, что в «Последнем экспрессе» есть только автосохранения, точками для которых служат города, через которые проходит маршрут Восточного экспресса, и сражения один на один, а события непрерывно развиваются своим чередом независимо от действий или бездействия игрока. Если вы упустили подходящее время или не услышали нужной информации, вы просто не понимаете, как продвинуться по сюжету. Это приближает вас к тому, что происходит в реальной жизни, где нет маркеров, указателей и самопишущегося журнала заданий, а наряду с полезной информацией попадается и случайная. Это позволяет лучше погрузиться в игру, проявлять внимание к диалогам и выискивать любые возможности для продвижения по сюжету. Лично я не рекомендую вам использовать прохождение, чтобы не портить ощущения от игры. В этом случае вы вряд ли справитесь с чем-то с первого раза и вам нередко придётся переигрывать огромные куски сюжета, чтобы достигнуть нужного результата. При этом даже успешное нахождение артефакта не является гарантией авторского финала игры, сопровождаемого финальными титрами. Вы потерпите массу неудач, увидев массу смертельных и нейтральных концовок своего персонажа. Но именно это и сделает вас полноценным участником игры. Смерть и предательство подстерегают главного героя на каждом шагу: все бои происходят в режиме реального времени (как это понимается в стратегиях, например) и требуют внимательности, быстрой реакции и хорошей координации. Вникнуть в полной мере в динамику боя я смогла только в сражении с Весной, мастерски владеющей искусством фехтования саблей. В процессе боя вы можете уклоняться от ударов, направленных вниз, щелчком по значку стрелки вниз и уклоняться от ударов, направленных вверх, щелчком по значку стрелки вверх, которого я долгое время не замечала. На уклонении вы можете осуществлять перехваты в моменты появления соответствующего значка ладони. Вы также можете проводить атаки щелчком левой кнопки мыши по значку кулака. Противники действительно сильны, но к счастью для игрока перед каждым боем происходит автосохранение. Закончить игру с авторскими титрами, вы сможете, только сделав всё так, как задумано разработчиками игры. Последовательность большинства действий не будет являться строгой, вы даже можете успеть сделать что-то дополнительное, но вы всегда жёстко ограничены временными рамками. Ведь весь игровой процесс поделён на дни, а дни на точки проходимых поездом станций, на каждую из которых отведено определённое время. Выходить на станциях нельзя, но именно в это время проводники не особенно следят за вагонами, и вы можете просматривать их записи или исследовать багажное отделение. А вот ходить по крышам вагонов во время стоянок нельзя.
Сюжет является, пожалуй, самой слабой составляющей игры. Он хорошо закручен, но на любителя. Действие разворачивается в 1914 году в течение трёх игровых дней в Восточном экспрессе, движущемся по маршруту «Париж-Стамбул», оказавшимся последним рейсом Восточного экспресса перед началом Первой мировой войны. Естественно, помимо обычных пассажиров, поезд переполнен шпионами, сербскими патриотами, анархистами и авантюристами. Тактической задачей игрока становится дожить до Стамбула в этой разношёрстной компании. Для этого Роберту Кэту, протагонисту игрока, нужно оплатить поставку оружия для сербских патриотов и найти похищенный у его приятеля Тайлера Уитни артефакт, попутно раскрыв тайну смерти приятеля. К относительно реальной исторической основе добавлена остросюжетная детективно-шпионская линия, немного романтики и зачем-то мистики. С одной стороны, древний мистический артефакт действительно удался, но все герои истории с ним не связаны. Детективно-шпионская часть истории не лишена недомолвок: игрок не узнает, ни как древний артефакт попал к Тайлеру Уитни, ни, как и при каких обстоятельствах, принц Кронос с Кохиной вернулись в Восточный экспресс. Некоторые события просто сваливаются на голову игрока некой данностью. Конечно, жизнь полна неожиданностей, но всё и сразу всё-таки перебор. На мой взгляд, здесь такая же ситуация, что и со «Странной жизнью». Реалистичность графики требует реалистичности истории в рамках антуража мира игры, либо сюжетной игры, основанной на противопоставлении обыденного и мистического (волшебного), а не сбрасывания всего в одну кучу. Детективное объяснение событий смотрелось бы на мой вкус более органично. И всё же три дня пути, проведённых в вагонах Восточного экспресса в компании Роберта Кэта вряд ли оставят вас равнодушными. И конечно, не забывайте, что древний артефакт ищет не только Кэт, поэтому чемодан или ванная комната не могут быть надёжными хранилищами для последнего. Любая опрометчивость может закончиться пулей в сердце или ножом в живот, как бы не заверяли вас в своей дружбе окружающие. Рекомендую обратить внимание и на мировую карту, сопровождающую финальные титры, где графически отражена картина очагов напряжённости затронутого в игре региона с 1914 по 1994 год. Для меня это было намного большим откровением, чем непосредственный финал «Последнего экспресса».
А в заключение стоит сказать несколько слов о трудной судьбе игры. На её разработку ушло около 5 лет, бюджет составил 5-6 млн. долларов. Игра получила высочайшие отзывы критиков, права на распространение тремя издателями, была официально локализована на немецком, французском, итальянском, испанском и японском языках, но при этом провалилась в продажах. “Brøderbund Software” в силу обстоятельств не смогла организовать для игры рекламу. “SoftBank” ушла с игрового рынка, а “GameBank” была её дочерней компанией. Разработчик игры – компания “Smoking Car Productions” прекратила своё существование уже через год после её выпуска. Так что продвигать игру оказалось просто некому. В 2000 году права на распространение «Последнего экспресса» получило издательство «Interplay Entertainment», но оно вскоре обанкротилось. В 2006 году игра стала продаваться по подписке сети “GameTap”. В 2011 году у игры появился новый издатель – “Phoenix Licensing”. А с 2012 года игра издаётся компанией «DotEmu». Так что есть надежда, что «Последний экспресс» (“The Last Express”) пусть и запоздало, но получит заслуженную известность и займёт своё место в нише уникальных игр.
Кнопка "Home" |