«Средиземье. Тени Мордора» (“Middle-earth: ShadowofMordor”) ‒ игра из серии игр в мире Средиземья. На этот раз это мультиплатформенный экшен с лёгким ролевым элементом и органичным музыкальным сопровождением, соответствующий всем графическим стандартам своего времени. Игра разработана американской компанией “MonolithProductions” в сотрудничестве с Питером Джексоном и компаниями “WetaWorkshop” (разработка костюмов, оружия и т. п. к трилогии «Властелин колец») и “Middle-earthEnterprises” (правообладатель основных составляющих мира Толкина (Tolkien)), издана компанией “WarnerBros. InteractiveEntertainment”, подразделением “WarnerBrothers”, осенью 2014 года и локализована в России компанией «1С-СофтКлаб».
С точки зрения установки «Тени Мордора» можно охарактеризовать так: игра нового поколения с установщиком старого поколения. Главное, что надо знать о структуре игры – игра состоит из очень больших игровых архивов, поэтому её успешная установка возможна только на диск с файловой системой NT(NTFS). Если вы пользуетесь лишь системным архиватором, возможна ошибка распаковки при работе с сильно сжатыми игровыми архивами. Для таких пользователей существует устанавливаемый в системную папку дополнительный dll и игровые сборки с обычной степенью сжатия файловых архивов, узнать которые можно по внушительному объёму. Возможна также банальная нехватка оперативной памяти для распаковки сильно сжатых архивов, но тогда эта игра не для вас. Рекомендуемое количество оперативной памяти для игры от 4 Гб (от 6 Гб для HD-текстур). Операционная система рекомендуется 64-разрядная. Впрочем, чаще всего ошибка установщика связана лишь с битым файловым архивом, браком дисковой поверхности в случае DVD-носителя, либо ошибками чтения диска в дисководе. И здесь поможет другая версия игры. Время установки, если всё хорошо, зависит от той же оперативной памяти и мощности вашего процессора. На моей машине установка заняла 3 часа 45 минут. А я-то думала, что долгие установки остались в далёком 2003 году! В зависимости от версии сборки игра займёт от 25 до 40 Гб свободного места на жёстком диске. В моём случае 39,1 Гб.
Совет по выбору сборки и игровых настроек: если вы не счастливый обладатель супермощного компьютера, не гонитесь за высоким качеством графики и кинематографическими эффектами, и тем более за HD-текстурами. Во-первых, HD-текстуры почти не отличаются от картинки с наилучшими настройками графики. Во-вторых, вы получите вполне приличную графическую картинку даже при минимальном качестве графики в настройках. В-третьих, «Тени Мордора» ‒ экшен со слабым ролевым элементом, а для комфортной игры в экшены важно быстродействие, так что не стоит жертвовать продуктивностью ради кинематографических красот. В моём случае отличие версии с HD-текстурами от обычной версии заключалось в чуть большей контрастности и очень долгом запуске и загрузке сохранённой игры.
Игра состоит из сюжетной игры, дополнительных сюжетных модулей, зависящих от вашей сборки и покупок в сети, испытания боем (7 видов) и опции смены костюма. Все дополнительные модули доступны к игре только после прохождения вступления сюжетной игры. События сюжетной игры разворачиваются после событий «Хоббита» и перед событиями «Властелина колец». Главный герой игры – гондорский следопыт Талион погибает, пытаясь спасти семью. Но волею обстоятельств он соединяется с духом легендарного эльфа Келебримбора и раз за разом возрождается к жизни. Теперь у Талиона только две цели: отомстить убийцам его семьи и разорвать цепь бесконечных возрождений.
«Средиземье. Тени Мордора» (“Middle-earth: ShadowofMordor”) ‒ экшен от третьего лица со следующей за героем камерой с возможностью поворота камеры к лицу героя. Облик главного героя в сюжетных роликах изменить нельзя. Действие игры разворачивается в двух мордорских локациях: Удуне и Нурне. Удун – скалистый и засушливый район к югу от Чёрных врат. Нурн – плодородная долина у внутреннего моря на юге Мордора, где раньше пролегали основные торговые морские пути. Каждая из локаций представляет собой открытый мир с собственной флорой и фауной, поделённый на маленькие районы. Районы объединяются в области с центром в башне-кузнице. Изначально в каждой из локаций открыт только один район. Для открытия других районов нужно перенастроить наковальню на башне-кузнице. В игре есть только автосохранение: после смерти герой возрождается на ближайшей из открытых башен-кузниц. Быстрое перемещение по карте и управление ходом времени также осуществляется с помощью башен-кузниц, при этом полностью восстанавливается здоровье, сосредоточение и запас стрел героя. Ход времени в игре автоматический, но визуально есть только день и ночь, зато погода меняется постоянно. Помимо основных заданий, за выполнение которых даётся опыт, в каждом из районов есть дополнительные задания: задания по спасению изгоев, легенды меча, лука и кинжала, за которые игрок получает силу и мирианы (деньги); сбор артефактов и итильдинов (древних рунических надписей), за которые игрок получает мирианы; а также испытание на выживание (сбор трав) и охотничье испытание, общие для всех локаций, за которые игрок получает опыт. Доступ к двум последним испытаниям ограничивается продвижением по сюжетной ветке. Собирая растения, герой полностью восстанавливает здоровье. Сосредоточение восстанавливается автоматически. Доступ к легендам оружия героя ограничивается изученными умениями. Помимо этого доступны также задания-поединки, за прохождение которых даётся сила. Максимальное количество силы для Талиона и капитанов и вождей уруков в сюжетной игре и большинстве модов: 20.
Прокачка героя осуществляется через вкладку «Улучшения», доступную из загруженного игрового профиля в меню, и состоит из разделов «Способности», «Особенности» и «Прогресс». Способности состоят из веток способностей следопыта и призрака. Часть умений открывается автоматически, а остальная покупается на очки способностей. Особенности состоят из подразделов «Ресурсы» и «Оружие», покупаемых за мирианы. Мирианы зарабатываются выполнением дополнительных заданий и путём продажи собранных рун. Раздел «Прогресс» показывает общую статистику игры.
Талион владеет тремя видами основного оружия: мечом, луком и кинжалом, герою доступно также бесконечное количество метательных кинжалов. Количество стрел для лука ограничено степенью прокачки героя. Максимально возможное количество стрел для лука: 14. Стрелы можно пополнять путём сбора и через клеймение в бою. Прокачка оружия осуществляется через вставление рун в отверстия для рун на оружии из вкладки «Оружие и руны» в меню профиля. Максимальное количество рунических отверстий на каждом оружии: 5. Общее количество хранимых в инвентаре рун: 120. Все руны отличаются по эффективности: от простой до легендарной и выпадают из поверженных капитанов и вождей.
В Удуне и Нурне свои собственные капитаны и вожди: по 5-ть вождей и по 20-ть капитанов на каждую из локаций. Все капитаны и вожди, кроме уруков из ветки основного задания, уникальны и создаются путём случайной генерации ряда характеристик. Кроме того, попасть к морю Нурнен можно только продвигаясь по основному сюжету в Удуне. Логично, что нурнские капитаны и вожди изначально сильней удунских. Все вожди и капитаны растут по уровню силы и движутся по карьерной лестнице после каждой смерти героя и путём целенаправленной прокачки. Новые вожди на вакантных местах появляются также с течением времени. Статистика по капитанам и вождям уруков доступна из вкладки «Армия Саурона» в меню профиля и через клавишу с русской буквой «Ь» (английской “M”) на клавиатуре.
Опознать на расстоянии капитана или вождя урука можно только из Режима призрака. В этом режиме подсвечиваются все живые объекты, башни-кузницы, растения, активные объекты. Только из него доступен сбор артефактов и чтение итильдинов. Изначально в Удуне доступно лишь убийство уруков-капитанов. Доступ к вождям открывается по мере продвижения по основному сюжету. Попав к морю Нурнен, Талион освоит клеймение (подчинение своей воле). С этого момента вождей и капитанов можно клеймить и в Нурне и в Удуне, даже не получив это в качестве основного задания. Клеймёных капитанов и вождей можно прокачивать, отправляя на задания. Клеймение капитанов и вождей в Нурне (обязательно) и Удуне (в качестве добровольного бонуса) является важнейшей составляющей игры. Именно поэтому оно вынесено в качестве дополнительного модуля: «Испытание боем».
Модуль «Испытание боем» состоит из семи режимов с возможностью размещения своих рекордов в Интернете: проверка скорости, проверка силы, проверка мудрости, бесконечный бой, проверка дикой природой, испытание кольца, испытание непокорности. Это самый динамичный, но несюжетный мод. Проверка скорости, силы, мудрости, бесконечный бой и испытание кольца происходят в Удуне. Только проверка дикой природой и испытание непокорности проходят в Нурне. Испытание кольца даёт возможность поиграть за Келебримбора, но в техническом плане представляет собой гибрид игры за Талиона с возможностью использования силы Кольца и усиленными уруками. Испытание непокорности даёт возможность сыграть за Литариэль – неигровой персонаж сюжетной игры. На мой вкус это самый интересный из режимов. Здесь нет ограничения по времени. У Литариэль лишь одна жизнь, при этом вы не должны клеймить и ломать волю уруков. Обратите внимание, что убить надо не пять, а шесть вождей. То есть вы должны убить одного вождя, сохранив жизнь хотя бы одному из его телехранителей. Пройти этот режим иначе не получится, так как в «Испытании боем» уруки не генерируются со временем, а умереть в режиме «Испытание непокорности» нельзя ни разу. Чтобы забрать все выпавшие из вождей и капитанов руны, зайдите в соответствующие локации сюжетной игры. Именно в режиме «Испытание боем» велик шанс получения легендарных рун. Повысить шанс выпадения легендарной руны можно также, отправляя угрозы смерти капитанам и вождям, после чего они вырастут по силе и обзаведутся группой последователей.
Сюжет основной игры и сюжетных модулей жёстко линеен, но дополнительные задания можно выполнять в любой последовательности. Порядок выполнения заданий, кроме жёстко заскриптованных определёнными условиями, также определяется игроком. Игра не заканчивается после прохождения основного сюжета, позволяя доделать несделанное ранее. Управление осуществляется с помощью кнопок и колёсика мыши и клавиш клавиатуры, возможна работа через геймпад. Если говорить о работе через клавиатуру, в первый момент кажется, что запомнить все сочетания клавиш не реально, но на практике всё оказывается просто и логично. К тому же в «Настройках» в меню по умолчанию включена опция показа подсказок во время боя. Если вы что-то не поняли или забыли, во вкладке «Приложение» в меню профиля можно найти бонусный раздел «Руководство и советы», описывающий и иллюстрирующий все основные игровые приёмы и сочетания клавиш. В той же вкладке можно найти всю информацию по миру игры в разделах: «Итильдины», «Артефакты», «Природа», «Обитатели Средиземья», «Общие сведения», «Видения» и уже упомянутом - «Руководство и советы».
Динамика Талиона напомнила мне «Принца Персии» и «Кредо ассасина» (“Assassin’sCreed”). Герой крадётся, ходит, бегает, прыгает и карабкается, приятно что, он гарантированно застрахован от получения увечий при падении с высоты. Единственное, чего не умеет Талион, это плавать. Очень красиво музыкальное сопровождение игры. Отдельно стоит отметить удачный дизайн локаций (речь идёт об удобстве перемещения, а не о разнообразии архитектуры) и хорошо продуманные кинематографические сцены. В игре очень много кинематографических заставок: с них начинается каждое задание и встреча с вождём или капитаном. По завершении каждого из заданий показывается статистика. Все задания начинаются с точки сохранения, при этом локация подгружается заново в виде изолированной зоны без случайных объектов, выходить за границы которой при выполнении задания нельзя. Если вас преследовала толпа уруков или карагор, при запуске задания преследователи самоликвидируются. Запуск заданий также полностью восстанавливает здоровье, сосредоточение и запасы стрел. У капитанов и вождей уруков наоборот: здоровье полностью восстанавливается после выполнения задания.
Сохранение от игры называется “GameData.sav” и находится в папке с установленной игрой. В зависимости от вашей сборки оно может находиться как в папке “Save”(для Steam-версии), так и в папке “Player” внутри подпапки “storage” (полный путь будет различаться в зависимости от сборки).
Каждый из сюжетных модулей представляет собой самостоятельную историю. Модуль «Великая охота» посвящён сотрудничеству Талиона с гномом Торвином. События происходят в Нурне после убийств Молота и Башни, но до убийства Чёрной руки. Перед героями стоит задача расстроить планы приручения карагатов, убив 5-ых вождей-укротителей. Естественно, основную часть работы будет выполнять Талион. Как и в случае основной сюжетной игры, игроку будут доступны дополнительные задания. Управление останется прежним, но на смену «Итильдинам» и «Артефактам» придёт раздел «Дневники Торвина», остальные разделы сохранятся. Дневники можно найти только в Режиме призрака. Точки воспоминаний в «Дневниках» будут доступны сразу же, как и перемещение с помощью всех башен-кузниц, открытых в основной сюжетной игре. Из Нурна этого модуля можно также забирать руны, оставшиеся от «Испытания боем». Прокачка Талиона и отверстия для рун на оружии также сохранятся, исчезнет только раздел «Прогресс». А вот руны для меча, лука и кинжала придётся собирать заново. Не будет также спасения изгоев (лидеров изгоев Талион спас в сюжетной игре), легенд оружия, испытаний на выживание и охотничьих заданий, хотя вы по-прежнему сможете освобождать рабов. На смену легендам оружия придут легенды охотника, исполнение которых даёт дополнительную способность – «Пылающий скакун». Все легенды охотника будут выполняться верхом на карагате (жёлтые метки, кроме последней), либо мерзком грауге (большинство белых меток). Это новые животные, для езды на которых появятся новые приёмы. Новые приёмы не будут отображаться в разделе «Способности», но будут доступны к просмотру из раздела «Руководство и советы». Помимо управления карагатом и мерзким граугом, игроку будет доступно вымание гхулов среди дня и контроль над гхулами, включая гхулов-матриархов.
Модуль «Светлый Властелин» переносит игрока в прошлое эльфа Келебримбора. События начинаются сразу после бегства Келебримбора от Саурона с Кольцом Всевластия. Создатель Колец Власти остаётся в Мордоре, чтобы попытаться победить Саурона, спасти из плена свою семью и возродить эльфийское королевство Эрегион с помощью Единого Кольца. Действие модуля происходит в Удуне. Играя за Келебримбора, мы будем клеймить уруков и захватывать территории, воздвигая на них башни-кузницы. Игроку будет доступен призыв клеймёных капитанов и вождей и подпитка здоровья от клеймёных рядовых уруков, при этом отдача приказов клеймёным вождям и капитанам урукам более не доступна. Рабов в этом модуле нет, но в некоторых заданиях вы сможете освобождать клеймёных уруков. Главной особенностью этого модуля является тот факт, что некоторые капитаны являются верными и появляются только вместе со своим вождём. Вы также не сможете вернуться в данный модуль, чтобы доделать дополнительные задания, после завершения его главной сюжетной линии. В качестве дополнительных артефактов игрок будет собирать военные письма, доступные для обнаружения только в Режиме призрака (вероятно, это разновидность эльфийской магии, а не способность призраков, как я подумала изначально). Во вкладке «Улучшения» остались только «Способности». Так как Келебримбор ещё не призрак, «Способности» больше не делятся на две ветки. Вместо некоторых способностей следопыта появились новые, характерные для эльфийской расы. Например, максимальное количество стрел сократилось до 9-ти, исчезла концентрация с замедлением времени, но смертоносность выстрелов увеличилась. Место особых способностей Талиона заняла «сила Кольца». Оружие осталось прежним, но для вставки доступно лишь по три руны. Руны также придётся собирать заново. Максимальная сила уруков возросла до 25-ти (к временам Талиона они несколько захирели, вероятно, из-за пагубного воздействия эльфийской магии, излучаемой башнями-кузницами, либо общего падения силы Тёмного Властелина).