Обзор игры «Невероятные приключения Ван Хельсинга 1» (“The Incredible Adventures of Van Helsing I”)
Автор: ОКО
«Невероятные приключения Ван Хельсинга 1» (“The Incredible Adventures of Van Helsing I”) – первая игра в трилогии игр о Ван Хельсинге от венгерской студии “NeocoreGames’ Team”, локализованная компанией «Бука» в 2013 году. По своему жанру – это типичный РПГ-экшен от третьего лица с видом сверху с классическим управлением с помощью кнопок мыши и клавиш клавиатуры – наследник легендарного «Диабло». В плане сюжета всё просто: вы сын Ван Хельсинга, которого отец отправил на помощь в Борговию в компании леди-призрака Катарины. Для типичных диаблоидов характерен линейный сюжет, часто поделённый на главы или миры, и линейные игровые локации. «Новые приключения Ван Хельсинга» не являются исключением: игра линейна и состоит из трёх глав. Первые две главы хорошо сбалансированы по количеству заданий и продолжительности, а третья вызывает недоумение, так как состоит лишь из шести основных заданий и кончается неожиданно. Скомканная концовка в духе «Продолжение следует» вызывает откровенное разочарование и портит общее впечатление от игры. Впрочем, после титров игра не кончается, и вы сможете доделать некоторые из несданных заданий или попытаться пристроить ключевые предметы, если не всем из них нашли применение.
Задумку с ключевыми предметами стоит отнести к наиболее удачным находкам игры наряду с дизайном локаций и персонажей. Часть из найденных ключевых предметов необходима для прохождения игры, остальные предметы выступают в качестве бонусов. Вы сами должны найти верное для них применение: съесть или как-нибудь использовать. А это хоть какая-то, но свобода. Изменения производят постоянный эффект, но съесть один и тот же расходный предмет тем же персонажем можно только однажды (не забывайте, что леди Катарина тоже может использовать расходные предметы). С несъедобными ключевыми предметами тоже надо побегать. Лично у меня остались «Рваные сапоги». Говорят, что их можно пристроить кому-то из нищих, но у меня их никто не взял. Какой-то нищий просил новую одежду, но сапог у меня не взял, и я помогла ему деньгами. В общем, в игре есть задания, которые можно сдать только до определённого момента или при определённых условиях.
К несомненным плюсам стоит отнести маленькие секреты, не оформленные в отдельные задания. Часть из них связана с ключевыми предметами, часть – с подслушанными разговорами, а небольшая часть заскриптована. В таких заданиях обнаруживается исключительная свобода: для большинства бонусных квестов предусмотрены различные варианты концовок. Подслушанные диалоги приведут вас к ценным предметам, правильно использованные ключевые предметы к повышению параметров или получению бонусных очков, а впутывание в неприятности принесёт опыт и ценные вещи. Возникает желание, чтобы вся игра была именно такой. Жаль, что основная сюжетная линия не следует этой благой тенденции. Зато дизайн локаций действительно радует: тщательная прорисовка и большая декоративность умело скрадывают ощущение линейности. Все локации имеют оригинальный дизайн. Размер локаций также разнится: от крошечных до огромных. Отдельно стоит отметить стабильную работу «Ван Хельсинга», разве что локации грузятся порой слишком медленно, зато никаких бесконечных загрузочных экранов и самопроизвольных вылетов в систему не наблюдается.
Помимо стабильности работы игра радует юмористическим подходом к сюжету и персонажам, оригинальной смесью фэнтезийности с лёгким налётом готической тематики и явной футуристики в купе с выразительной музыкальной темой. «Ван Хельсинг» отходит от приевшегося шаблона борьбы с вампирами: здесь нет покусанных красоток и вампир лишь один – Влад Дракула, да и тот во главе сопротивления. Разнообразие врагов также радует. Здесь нет орков и гоблинов, ставших каноническими для игр фэнтезийного жанра, зато встречаются лесовики, русалки, водяные, вриколаки (оборотни), стервятники (многоглазые крысоподобные чудовища) и другие фантастические персонажи. Радуют как реплики персонажей, так и наименования встречающихся врагов. В игре в шутливой манере обыгрывается противостояние магии и науки. Из необязательных заданий особенно порадовали загадки призраков: их всего четыре, но правильные ответы не очевидны. Например, чтобы ответить на вопрос о смысле бытия, нужно прочитать объявление в лаборатории. Логично и то, что в игре есть только автосохранение: теперь каждое из принимаемых вами решений драматично и неизменно, если только вы не откатываете свой прогресс с помощью диспетчера задач или backup-файлов сохранений. Вы также потеряете часть своего прогресса, если выходите из игры, не завершив многоэтапного задания. Из негативных моментов помимо внезапной концовки следует отметить сильную ограниченность по уровню развития и избыточность навыков в сравнении с количеством выдаваемых на развитие очков. А также почти полное отсутствие малых сюжетных линий для предложенных игрой классов (я нашла по три классовых квеста для чудесного механика и чудотворца: по одному квесту на главу, чего явно не достаточно). Не радует и невозможность игры на уровне повышенной сложности сразу же или другим классом после завершения основной игры. Хотя могли бы дать сразу 30 уровень в купе со среднестатистическим количеством очков для прокачки. Всё это значительно снижает шансы на повторное прохождение: играть тем же пусть и прокаченным персонажем менее интересно, чем начать игру новым классом. Вряд ли у кого-то хватит терпения трижды пройти игру разными классами только для того, чтобы поиграть в неё этими классами на достойной сложности. Да и трижды проходить одну и ту же игру разными классами не слишком интересно, так как в сюжете кардинально ничего не меняется. При всей замечательности режима «Бесконечной истории» в плане игровой сложности этот режим в ряде локаций, вроде Болота висельников напрягает, так как огромные локации и сложные враги проходятся слишком медленно, превращая процесс в рутину. В сюжетном плане ни один из бонусных режимов не интересен, так как не предлагает ничего принципиально нового.
В плане игрового процесса «Ван Хельсинг» предлагает на выбор три (на поверку типичных) класса: охотник, чудесный механик и чудотворец. Охотник – базовый класс с базовыми квестами, позволяющий использовать оружие дальнего и ближнего боя вкупе с магией. Его единственная помощница – леди Катарина. Чудесный механик – класс, добавляемый DLC, он использует только огнестрельное оружие, но может призывать различных механических пауков, знает ловушки, организует взрывы. Чудотворец – также класс, добавляемый DLC. Он использует только магию, способен создавать зеркальную копию и призывать призрачного помощника. Каждый из классов имеет свою динамику прохождения, предлагая обширную систему древа развития навыков. Некоторые из навыков общие для всех классов, другие – уникальны. За каждые 10% развития боевых навыков даётся маленький бонус. При каждом повышении уровня вам даётся по 5 очков развития на характеристики героя и по 3 очка развития на навыки персонажа. При этом максимум развития героя ограничен 30 уровнем, а навыки персонажа весьма обширны, могут быть развиты от 5-го (для самых лучших) (3-го для уловок чудотворца) до 10 уровня (для базовых), имеют несколько вкладок и построены по принципу веток. Непродуманность и избыточность такой системы очевидна: вы не сможете попробовать и половины из того, что предлагает игра. Тем более что активных навыков может быть одновременно только два (для охотника – четыре, так как можно переключаться между оружием ближнего и дальнего боя), уловок – четыре (для охотника – восемь), а аур – две. Хотя вы можете пожертвовать уловками, заменив их боевыми навыками. Но на мой вкус это не очень удобно: начинаешь путаться в управлении, да и мана кончается слишком быстро. Уловки и ауры стоит отнести к оригинальным фишкам игры. Это интереснее комбо-навыков, получившихся в игре откровенно невразумительными. Уловки действительно полезны, но очков для их развития даётся излишне мало (только три для всех вкладок). А вот ауры вызвали у меня бурное недоумение: большинство из них становятся полезны только при условии развития соответствующих боевых навыков, либо бонусных умений. И зачем тогда вкладывать в них очки? Особо стоит сказать о параметре «Слава»: слава не зарабатывается в основной игре. Для прокачки этого параметра используется сетевой режим, бонусный режим «Сценарий», добавляемый DLC, и режим «Бесконечная история», открывающийся в тот момент, когда вы найдёте профессора Фулмигати. За повышение уровня славы вам даётся по 2 очка на развитие характеристик персонажа и по 2 очка на бонусы славы. Сбросить распределённые на славу очки нельзя. Бонусы славы имеют по 15 уровней. На развитие первых пяти уровней требуется по одному очку, следующих пяти – по два очка, а последних пяти – по три очка. Помимо очков развития характеристик и навыков Ван Хельсинг зарабатывает очки умений – уникальный для Ван Хельсинга навык. Новые умения открываются по мере прохождения игры, но изучить можно только 10. Изученные умения нельзя сбросить. Свободные очки характеристик и навыков можно перераспределять вплоть до закрытия соответствующих окошек. Распределённые очки характеристик и навыков можно сбросить у специальных персонажей. Правда сброс распределённых очков стоит денег: по 500 золотых за характеристику и по 1000 золотых за навык для Ван Хельсинга, и 5000 золотых за сброс всех характеристик для леди Катарины.
Деньги в игре зарабатываются также легко, как и тратятся: все услуги дороги, за воскрешение персонажа взимается денежный штраф. Впрочем, этот момент как раз хорошо продуман: чем больше денег и ближе к месту смерти, тем больше штраф. Если денег мало, штраф будет минимальным или вообще нулевым. Правда сама игра не располагает к отсутствию смертей, если вы играете без полного погружения: многие локации большие, но это не первый “Sacred”, где персонаж воскресал на ближайшем портале, а потом бежал через пол карты для выполнения текущего задания. В игре нет открытого мира: всё поделено на отдельные локации. Точки автосохранения в «Ван Хельсинге» не всегда совпадают с порталами и находятся поблизости от места смерти персонажа.
Помощница Ван Хельсинга – леди Катарина тоже растёт по уровням и получает очки для развития характеристик и навыков: по три очка развития характеристик и по два очка развития навыков за уровень. Но её система навыков намного проще и состоит только из двух разделов в одной вкладке: общие навыки и навыки голубой крови (бонусное дополнение), переключаемые щелчком левой кнопки мыши по сегментам полукруга. Это очень неочевидное решение интерфейса было мной замечено только к третьей главе истории. Общие навыки улучшают характеристики Ван Хельсинга, навыки голубой крови – характеристики Катарины. Но даже в этом случае навыков слишком много, так как максимальный уровень развития леди Катарины ограничен 25.
Независимо от класса вашего персонажа для Катарины доступен ближний и дальний бой, в зависимости от которого она будет пользоваться оружием ближнего или дальнего боя и небоевой режим призрака, улучшающий защиту Ван Хельсинга. Помимо общего и частного поведения в бою леди Катарине можно задать поведение при сборе и продаже предметов, а также порог здоровья, при достижении которого она будет использовать выданные ей зелья исцеления. У леди Катарины нет ни аур, ни уловок, ни умений, ни славы. На мой субъективный вкус возможности Катарины продуманы на порядок лучше, чем возможности Ван Хельсинга, во всяком случае, более лаконичны и очевидны. В случае Ван Хельсинга глаз разбегается, но на практике сделать можно мало и очень мало: слишком мало очков для распределения, слишком велики требования для развития ряда навыков и слишком много неочевидных в плане пользы возможностей. В результате игрок проходит игру, освоив от двух до четырёх активных навыков, в которые и пытается вкладывать очки. Море возможностей, которые невозможно реализовать.
В игре также встречаются алтари, дающие временные бонусы, и статуи гигантских проглотов, дающие опыт и дополнительные очки для распределения характеристик. Помимо распределения очков на развитие персонажа в «Ван Хельсинге» доступно зачарование предметов и улучшение экипировки с помощью вставления сущностей, при этом ёмкость вставляемой сущности или сумма ёмкостей вставляемых сущностей не может превышать ёмкость предмета. А при извлечении сущностей из предметов сохраняются и сущности, и предмет. Сами сущности можно улучшать и объединять. Механика этого достаточно интересна. Улучшать можно как одинаковые, так и разные сущности с одинаковой и разной ёмкостью. При этом получается улучшенная сущность, аналогичная сущности, положенной в главное окно, и равная суммарной ёмкости используемых сущностей. Объединяют только сущности равной ёмкости, но новая сущность получается не всегда. Сама экипировка не блещет разнообразием, так что реальный шанс получения уникального предмета – это прокачка с помощью сущностей. При этом вы не можете одеть два одинаковых предмета с одинаковым набором основных свойств, например, два одинаковых кольца (предметы, одетые на леди Катарину, учитываются). Вся экипировка делится по родам, уровням, редкости, принадлежности к комплектам и предназначенности для класса. Некоторые бонусы экипировки открываются только после выполнения определённых условий. Существуют также сущности-расширители ёмкости предметов: по одной сущности на главу. Такие сущности можно либо выиграть в сражении с боссом, либо приобрести у торговца. Сущности-расширители можно вставлять в предметы без ёмкостей и для увеличения уже имеющихся в предмете ёмкостей. Иногда можно получить предмет с ёмкостью или улучшенной ёмкостью в результате зачарования. Правда зачарование на предмете может быть лишь одно, но его можно отменить за деньги, и попробовать ещё раз. У одного из торговцев во второй главе доступна также покупка экипировки в режиме лотереи, когда известна только цена и род предмета. А ковка артефактов без покупки улучшающих опций для кузницы представляет собой стихийный и мало предсказуемый процесс. Отдельно стоит сказать о сундуках для хранения вещей: сундук является общим для всех игроков и классов в игре. То есть оставлять в нём стоит только то, чем вы хотите поделиться. Например, можно оставить в нём прокаченные вещи для своих будущих профилей. Хотя из-за классовых различий некоторые вещи персонажу могут не подойти. Таким же препятствием является зачарование вещи (вещь тогда становится именной, предназначенной только для конкретного персонажа), но зачарование можно снять. В игре также есть опция «Достижения», но она существует только ради морального удовлетворения и является общей для всех профилей на одном компьютере.
Ну а продолжительность и удовольствие от самой игры напрямую зависят от уровня сложности, который вы зададите при создании персонажа. «Ван Хельсинг» предлагает четыре уровня сложности: лёгкий, нормальный, сложный и героический. Для каждого из уровней можно включить режим полного погружения – игру до первой смерти. На лёгком уровне сложности вы пробежите игру примерно за 22 часа, встретив сложности только в третьей главе, да и то не с финальным боссом. На сложном уровне игра займёт около 30 часов и сложности возникнут только в сражениях с большими боссами, каких в игре немного. В любом случае вы достигните максимального 30 уровня как раз к моменту встречи с главным боссом (намного раньше, если включите в настройках респаун, или чуть позже, если возьмёте не все задания и найдёте не все секреты). В любом случае игра закончится слишком быстро. Хотя героический уровень в силу повышенного здоровья врагов потребует куда больше времени, но и усилий потребует в разы больше. Конечно сложный и героический уровень, равно как и хардкор, предназначаются для опытных игроков. Но даже для первого знакомства с жанром лёгкий уровень порекомендовать сложно: игра закончится стремительно, да ещё и создаст ложное впечатление о простоте и незатейливости ролевого экшена. Вряд ли стремительный пробег в стиле напролом оставит у вас хоть какое-то впечатление и доставит хоть какое-то удовольствие. Вы даже не разберётесь в особенностях встреченных вами боссов, не говоря уже о рядовых противниках! При большом скоплении врагов вообще не ясно по кому или чему бьёт ваш персонаж: сражение выглядит как бесформенная мешанина и при малом здоровье противников они гибнут раньше, чем вы успеваете их разглядеть. А суть диаблоподобных игр как раз в том, чтобы в толпе рядовых и относительно легко бьющихся врагов повстречать матёрого босса с внушительной силой удара и с астрономическим количеством единиц здоровья или не таким астрономическим, но способным к быстрой регенерации, либо имеющим больше одной жизни, и ломать голову над вопросом, как с ним справиться, исходя из скромных возможностей своего героя. А справиться непременно надо, так как боссы такого рода входят в программу главной сюжетной линии. Охарактеризовать типичный ролевой экшен можно следующей фразой: незатейливость сюжета и простота геймплея в купе с реальной головной болью. Конечно, среди типичных представителей таких игр встречаются и более изящные, и затейливые экземпляры, вроде серии “Sacred” (правда, третья “Sacred” вышла средненькой, полностью растеряв относительную открытость мира, интересность побочных квестов и юмор предыдущих частей), но «Невероятные приключения Ван Хельсинга» до планки уникальных игр не дотягивают. Игра не безлика, но и не гениальна. Разная сложность игры оставляет разное впечатление.
Парадоксален тот факт, что самое интересное и стоящее начинается как раз незадолго до окончания и после прохождения основной игры. Вопрос: имело ли смысл прятать сладенькое туда, где его могут не найти?! Возникает впечатление, что задумав зубодробительную игру, разработчики побоялись отпугнуть сложностью игроков, добавили в качестве варианта основной игры режим облегчённого суррогата, смотрящийся как не в меру раздутая обучающая миссия, а задумку своей мечты предложили в качестве бонуса после прохождения основной игры. С 27 уровня развития персонажа для прохождения открывается бонусный режим «Сценарий»: вам предлагается несколько из ранее пройденных игровых локаций, выполнив условия прохождения которых, вы откроете секрет локации или просто получите опыт и бонусный предмет, зарабатывая при этом славу. Это действительно нелегко даже на лёгком уровне сложности: сложность «Сценария», как и «Бесконечной истории», напрямую зависит от выбранного уровня сложности при генерации персонажа.
Режим «Бесконечная история» открывает возможность повторного прохождения игры с врагами повышенной сложности и с сохранением уровня и прогресса, достигнутого вами в основной игре, и заслуживает особых похвал. Собственно здесь и начинается игра, так как после достижения 30 уровня вы сможете получать только по 2 очка славы на бонусы для параметров и по 2 очка развития для основных характеристик, а враги будут сплошь высокоуровневые с большим количеством здоровья. Особенно это заметно на боссах, некоторых из которых уже не пройдёшь нахрапом. Например, вриколак Грумш, способный вызывать своим воем по пять рядовых вриколаков, имеет более 60000 единиц здоровья, а призываемые им вриколаки от 4000. Он резво бегает и убивает вашего героя одним ударом. Если вы будете сбивать здоровье с Грумша, не заботясь о призываемых вриколаках, очень скоро вся пещера будет кишеть вриколаками, которые просто не подпустят вас к боссу для нанесения ощутимого урона. Или пять призывных камней с усиленной прочностью, каждый удар по которым вызывает по вриколаку. Причём один из камней поставляет вриколаков автоматически с определённой периодичностью. И если затянуть работу с камнями, пещера снова переполниться вриколаками. А если учесть, что Грумша нужно победить дважды, можно смело выть на луну. Теперь вам придётся включать голову и вырабатывать стратегию. А в случае критической ошибки покидать локацию, чтобы сбросить прогресс и начать сначала.
Вообще вриколак Грумш и профессор Фулмигати относятся к образцово-показательным боссам данной игры. На сложном уровне основной игры Грумш занял у меня чуть больше времени, чем профессор, но в режиме «Бесконечной истории» раскрылся по-настоящему. Первые две попытки победить Грумша в этом режиме персонажем класса охотник закончились неудачей («охотник» оказался самым неэффективным классом при работе с Грумшем): победа над Грумшем проходит в три этапа, а автосохранение в игре только в начале и по окончанию выполнения задания. Если выйти из игры раньше, прогресс в задании не сохранится, останутся лишь деньги, вещи и опыт. Поняв, что три этапа надо сделать за один раз, я выделила на это свободный день. На победу потребовалось 17 часов, так как мой охотник не владел взрывными ударами большой площади. Подозреваю, что разработчики не в курсе данного неудобства. К счастью многоэтапное задание в игре лишь одно. Хотя есть бонусные боссы вроде борговийского огонька, которых надо побеждать в несколько этапов. Для сравнения: на лёгком уровне сложности в основной игре все этапы боя с Грумшем занимают 10 минут, а профессора Фулмигати можно победить за минуту. В режиме «Бесконечной истории» на том же уровне сложности бой с Грумшем занимает 40 минут.
Но собственно такой, доставляющей долю неудобства, и должна быть хорошая диаблоподобная игра, то есть режим лёгкой сложности в играх такого рода несерьёзен и неуместен, и годится только для режима полного погружения. Конечно, и на лёгком уровне сложности вас смогут убить, но враги будут излишне простыми. Если вы новичок, но хотите сыграть хоть с каким-то погружением в игровой процесс, выбирайте сразу нормальный уровень сложности. Ведь сражения в диаблоидах не зрелищные, задания простые и незатейливые, а игровой процесс однотипный. Так что основная нагрузка падает на сюжет и сложность прохождения локаций. Ракурс в «Ван Хельсинге» также не всегда удачен: некоторые предметы из-за этого трудно найти. А взаимодействие с предметами вроде трупов, рунических камней и сундуков при большом скоплении врагов становится затруднительным.
Вывод: в игре «Невероятные приключения Ван Хельсинга 1» (“The Incredible Adventures of Van Helsing I”) есть ряд приятных находок и свой уникальный стиль. Она не располагает к повторному прохождению, но достойно смотрится на высоких уровнях сложности. Разработчикам не стоило вводить лёгкий уровень игры только для того, чтобы кто-то из новичков смог познакомиться с наследницей «Диабло». Ошибкой было и добавление «Бесконечной истории» в качестве бонусного, а не основного режима.
Кнопка "Home" |